Экологическое просвещение населения
В последние годы экологическим проблемам уделяется все больше внимания на уровне правительственных структур (международные конференции, совещания) и общественными движениями, например, от фундаментальных сочинений респектабельных членов Римского клуба до напористых, иногда экстравагантных действий сторонников Гринписа. Принимается много хороших решений, законодательных актов, постановлений, часто общего, декларативного плана; написано довольно много разнообразных книг; задействованы средства массовой информации.
Но широкого, должного экологического обучения и тем более экологического воспитания населения, рядового человека еще нет. Часто весь спектр экологической информации или не доходит до масс, особенно в сельской местности, или не усваивается из-за трудностей ее восприятия, так как почти вся она рассчитана на специалистов или достаточно подготовленных, образованных людей. Однако проблемы экологии, проблемы уменьшения вредного антропогенного воздействия на биосферу не решить, пока идеи необходимости бережного и экономного отношения к ресурсам природы не овладеют массами.
Чтобы экологические идеи овладели массами и стали реальной силой, требуется должное просвещение всего населения, начиная с детей. Для изучения правил экологического поведения человека необходимы специальные занятия в школах, других учебных заведениях, на курсах и т.д. Необходимо также издание многомиллионными тиражами простейших кратких правил (1-3 страницы) и наглядных плакатов. Эти правила постоянно должны повторять средства массовой информации. И прежде всего требуется обучение и воспитание, в частности в России, бережного отношения к природным и антропогенным ресурсам. Чтобы добиться этого, необходимо поощрять детей, взрослых людей за бережное, экономное расходование ресурсов воды, пищи, одежды, предметов домашнего обихода, энергетические ресурсы (электроэнергия, горячая вода, топливо для обогрева, транспорт и т.п.), тех, кто не загрязняет помоями, мусором, отходами среду обитания, места отдыха, пребывания, работы. И наоборот, необходимо иметь и эффективно использовать меры принуждения и наказания за расточительное расходование ресурсов, бытовые загрязнения природной среды.
Надо все шире воспитывать у людей культ минимизации в потреблении природных и антропогенных ресурсов. Не надо аскетизма, но и явно излишнее и расточительное их потребление должно считаться не достоинством имущих людей, а преступлением перед человечеством и Природой. Надо помнить всем, что одна единица материальных и энергетических ресурсов, затраченных человеком, требует отторжения из биосферы ее ресурсов больших в сотни раз.