Экологическая экспертиза
Вопросы, связанные с назначением и проведением экологических экспертиз, определяет закон РФ «Об экологической экспертизе» (№174-ФЗ от 23.11.95 г.) и Постановление Правительства РФ (№698 от 11.06.96 г.) «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
В Алтайском крае такой же закон принят 6 марта 1998 г.
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы.
Экологическая экспертиза проводится с целью получения лицензий на деятельность, связанную с возможным негативным воздействием на среду обитания и природные ресурсы.
Принципы экологической экспертизы. Они следующие:
-
презумпция (признание) потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;
-
обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
-
комплексность оценки воздействия на природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
-
обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
-
независимость экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
-
гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
-
ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Методы экологической экспертизы. Экспертиза осуществляется путем сравнения параметров проектируемого или существующего объекта с нормами и правилами, имеющими законодательный характер. При их отсутствии используют ряд специальных методов, таких как групповая экспертиза, «контрольный список», картографическое наложение, блок-схема, матричный, моделирования. Например, при матричном методе в матрицу включают информацию по компонентам природной среды (климат, земельные и водные ресурсы и т. д.), видам хозяйственной деятельности (шахты, обогатительные фабрики) и т. п.
Экспертиза обычно носит прогнозный характер. Эксперты должны определить, как конкретный объект будет влиять на биосферу в той или иной ситуации. При этом они обязаны рассмотреть серию прогнозов экологических последствий функционирования объекта: при заданных режимах; в конкретных природных условиях; в конкретном регионе в окружении других уже действующих или проектируемых объектов этого же класса.
Закон предусматривает возможность проведения двух видов экспертиз: государственной и общественной.
Государственная экологическая экспертиза. Ее проводят на федеральном уровне — Управление государственной экспертизы Госкомэкология России, на региональном уровне — территориальные госкомитеты по охране природной среды во всех субъектах. Детальный перечень различных проектов, материалов, обоснований и другой документации, подлежащей рассмотрению на федеральном и региональном уровне, приведен в законе и постановлении. Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами являются охрана природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении всех объектов, по которым осуществляется государственная экологическая экспертиза как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней, вместе или независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов.
На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Это заключение приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.